Содержание
Как устроен автомобильный «автомат»
Автоматическая коробка переключения передач — сложный с инженерной точки зрения агрегат, в конструкции которого больше деталей и трущихся элементов, чем в «механике». Вместо традиционного сцепления в АКПП используется специальное устройство — гидротрансформатор. С его помощью крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается к планетарным редукторам, соединенным друг с другом за счет многодисковых сцеплений (их называют «фрикционы»).
Передаточное отношение в автоматических коробках передач изменяется в соответствии с повышением и понижением относительной скорости вращения частей планетарного механизма. Благодаря этому АКП своевременно самостоятельно «переключает» и позволяет «автомату» вовремя подбирать нужную передачу.
Подробнее расскажем о принципе работы гидротрансформатора. В этом устройстве установлено 3 соосных колеса, оснащенных лопаткам. Визуально они похожи на роторы турбины. Колеса движутся по-разному:
- ведущее вращается вместе с мотором,
- ведомое соединено с входным валом АКПП,
- «реактор» может свободно вращаться в одном направлении или находится в состоянии покоя.
Гидротрансформатор заполнен маслом: лопатки ведущего колеса закручивают смазочную жидкость, направляя ее в реактор, где направление меняется, благодаря чему приводится в движение ведомое колесо. Двигатель и автоматическая коробка не связаны друг с другом напрямую, поэтому переключение передач выполняется мягко. В нормально функционирующей АКП не бывает рывков и «пинков».
Достоинства и недостатки АКПП
Как и у любого агрегата, у автоматической коробки передач есть свои плюсы и минусы.
Сначала сосредоточимся на плюсах.
- Управление автомобилем с АКПП очень простое — всего 2 педали, достаточно нажимать на газ, чтобы ускориться, и на тормоз, чтобы замедлиться и остановиться.
- Трогаться вверх по горке с такой коробкой передач намного проще, не нужно «играть» сцеплением, облегчается также и движение в заторах.
- Водителям-новичкам намного проще впервые выезжать на дорогу именно с АКПП, ведь гораздо больше внимания можно уделять текущей ситуации вокруг машины.
- Плавный набор скорости и точное переключение передач позволяют экономить топливо.
- Современные АКПП благодаря различным электронным системам избавились от небольших недочетов, которые были присущи им в прошлом (в частности, большой расход топлива).
Недостатки АКПП по сравнению с механической коробкой.
- Автомобили с «автоматом» стоят немного дороже, чем с «механикой» (даже в пределах одной модели).
- У АКПП более сложная конструкция, поэтому цена обслуживания обычно выше, чем у «механики».
- Производители не рекомендуют буксировать автомобиль с АКПП. Чтобы доставить машину на СТО, нужно вызывать эвакуатор.
- Торможение двигателем и движение «накатом» с автоматической коробкой передач приводит к ее активному износу.
- Выбраться из глубокой грязи или снега с АКПП сложнее, чем с МКПП, поскольку опасно «раскачивать» машину за счет движения вперед-назад. Этот прием может привести к поломке устройства.
Основные и дополнительные режимы работы «автомата»
В отличие от механической коробки передач, селектор АКПП не имеет указателей передач. Вместо этого на нем написаны режимы работы. Рассмотрим их.
- P (Parking) — парковочный режим. Двигатель отсоединен от трансмиссии, вал заблокирован, поэтому ведущие колеса не могут двигаться. В этом положении селектора происходит запуск силового агрегата. В режиме P автомобиль стоит неподвижно, однако при парковке необходимо использовать стояночный тормоз.
- R (Reverse) — положение для движения задним ходом. Включается только после полной остановки авто и при нажатой педали тормоза.
- N (Neutral) — «нейтралка». Режим, разъединяющий двигатель и трансмиссию, но при этом не блокирующий ведущие колеса. То есть при наличии небольшого уклона машина продолжит двигаться.
- D (Drive) — основной режим для движение вперед. Самое активно используемое положение селектора при эксплуатации машины.
- M (Manual) — режим для переключения передач вручную. Также может обозначаться как +/-. В этом положении водитель получает возможность самостоятельно выбирать, когда повышать или понижать передачу. Для этого он должен качнуть ручку селектора вверх или вниз (или нажать «+» или «-»). Режим подходит для ситуаций, когда машина движется по легкому бездорожью и нужна повышенная тяга.
- S (Sport) — спортивный режим. Обеспечивает автомобилю повышенную динамику разгона. Хорошо соответствует агрессивному стилю вождения и подходит для обгонов, однако приводит к повышенному расходу топлива.
Сколько режимов работы есть в автомобиле, зависит от производителя: к вышеперечисленным стандартным могут добавляться и другие. Расскажем, какие еще бывают положения у рукоятки селектора.
- O/D или OD — овердрайв, который зачастую выглядит как кнопка на рычаге переключения передач или рядом с ним. Этот режим движения позволяет ехать с экономией топлива и управляет переключением повышающей и понижающей передачи.
- 2 — режим, при котором переключение осуществляется только между первой и второй передачами. Хорошо подходит для скользкой дороги. В некоторых случаях используется не 2, а W.
- D3 или S — режим для безопасного спуска с горы. Торможение в этом случае эффективнее, чем при использовании D.
- L или 1 — специальный режим для бездорожья, при котором езда осуществляется только на первой передаче.
- HOLD — режим, на котором можно тронуться со второй скорости и избежать пробуксовок.
В зависимости от производителя могут добавляться и другие. Например, PWR (переключение передач на высоких оборотах), MANU, SNOW и т. д.
Как правильно ездить с АКПП
Дадим несколько советов, как новичку нужно вести себя за рулем автомобиля с «автоматом».
- Желательно нажимать педаль газа не более чем на половину от ее хода, чтобы добиться меньшего расхода топлива. Лучше не нажимать ее «в пол» и избегать резких маневров.
- Режим N («нейтраль») следует использовать для перекатывания машины с места на место с выключенным двигателем. Также специалисты СТО просят переключиться на N при выполнении ремонтных работ на подъемнике.
- При кратковременной остановке на подъеме (например, когда нужно уступить машинам на главной дороге) нельзя удерживать авто нажатой педалью газа, как на МКПП. Если делать так, то автоматическая коробка передач может перегреться. В случае с АКПП нужно просто нажать на тормоз и не переводить ручку в положение N или li.
- Во время движения нельзя переключать передачи. Нужно сначала нажать на тормоз, остановиться и только потом переводить ручку селектора КПП.
- Зимой перед началом поездки нужно в течение короткого времени прогреть не только двигатель, но и коробку передач. Обычно это не занимает больше 5-7 минут.
- На «автомате» несколько сложнее выехать из сугроба, потому что коробка не предполагает движения «враскачку». Чтобы добиться повышенного крутящего момента, нужно использовать режим с пониженной передачей. Например, включить ручное управление или поставить ручку селектора в положение «1», «2», L.
- Первые 10 минут не стоит делать резких ускорений, нужно дать маслу окончательно приобрести рабочую температуру и качественно смазать все детали.
- Когда необходимо резко ускориться и обогнать, нужно нажать педаль газа до упора. В этом случае водитель почувствует небольшое сопротивление, которое быстро пропадет, а затем машина «сорвется с места». Эта функция называется kick-down.
Частые вопросы об «автомате»
Ответим на основные вопросы, которые возникают у новичков, недавно начавших пользоваться автоматической коробкой передач.
Возможна ли буксировка автомобиля с АКПП? Производители не рекомендуют буксировать такие машины, потому что это может привести к поломке агрегата. Редкие компании разрешают делать это при острой необходимости. Буксировка осуществляется в режиме N на скорости до 50 км/ч, если дистанция не больше 50 км. Лучше всего вызвать эвакуатор и доехать до нужного места на нем. В некоторых случаях разрешена буксировка с вывешенными передними колесами, но на авто с полным приводом это запрещено при любых условиях.
Опасен ли kick-down? Часто использовать режим резкого увеличения оборотов и крутящего момента нежелательно, потому что он может привести к перегреву АКПП и изнашивает агрегат. Получается, не нужно применять kick-down для агрессивной езды, но для нечастых обгонов — можно.
Разрешено ли автомобилям с АКПП буксировать другие машины? Сначала нужно ознакомиться с руководством пользователя, потому что некоторые производители запрещают это делать из-за конструктивных особенностей авто. Если в инструкции буксировка разрешена, лучше выбирать ручной режим управления и двигаться на низких передачах, чтобы обезопасить АКПП. Главное, не буксировать авто со слишком большой массой, иначе коробка передач может перегреться.
Можно ли буксировать прицеп на машине с АКПП? Ответ на этот вопрос зависит от производителя и конкретной модели автомобиля. Рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации вашей машины. Например, буксировка прицепа не предусмотрена в KNEWSTAR 001.
Какие особенности есть у езды на «автомате» в пробках? Вождение в заторе намного проще, чем с МКПП. Достаточно просто нажимать на педаль тормоза и удерживать ее, пока не потребуется двигаться вперед. Если предстоит стоять на светофоре в течение 2-3 минут, можно временно перевести селектор коробки передач в положение P. Это позволяет избегать перегрева масла в КПП.
Возможно ли тормозить двигателем на «автомате»? В зависимости от конкретного автомобиля рекомендации производителей могут различаться. В любом случае, нельзя переводить селектор в положение N. Например, в руководстве пользователя KNEWSTAR 001 рекомендуется использовать для торможения двигателем ручной режим АКПП (M) и перейти на вторую или третью передачу.
Как пользоваться ручным режимом? После перевода селектора КПП в положение M нужно просто сдвигать его в сторону «+» или «-», чтобы повышать и понижать передачу. В некоторых автомобилях это можно сделать кнопками на руле. Если водитель забывает переключить передачу и обороты двигателя становятся слишком высокими, то коробка в итоге сделает это за него автоматически.
Как выполнять обгон? В отличие от МКПП «автомат» не требует от водителя вручную переходить на 1-2 передачи ниже. Если нажать педаль газа до упора и активировать функцию kick-down, это случится автоматически. Обороты возрастут, и у авто будет запас мощности для обгона.
Можно ли выезжать на бездорожье с АКПП? Этот вопрос в первую очередь относится не к коробке передач, а к внедорожной подготовке автомобиля. Если у машины клиренс выше 17-18 см, есть подключаемый или полноценный полный привод, а также имеется специальный режим движения для бездорожья, он способен преодолеть неровности ландшафта за городом. Если ни одно из этих условий не совпадает, даже на седане с АКПП можно выезжать на грунтовку, но придется перейти в мануальный режим и выбрать пониженную передачу.
Основные ошибки при езде на «автомате»
Вокруг АКПП циркулирует множество мифов и домыслов, из-за чего новичок может увидеть противоречивые мнения. Рекомендуем всегда пользоваться руководством по эксплуатации, в котором описаны правила конкретно для вашего авто. Приведем в пример частые ошибки, которые может допустить водитель.
- Движение на нейтралке. Оно не помогает экономить топливо. Вместо этого увеличивается риск заноса, потому что двигатель с колесами разъединены.
- Переключение селектора с D на P или R во время движения. Оно может привести к поломке коробки передач.
- Одновременное нажатие педали газа и тормоза, чтобы «сорваться с места» на светофоре. Это приводит к перегреву и излишнему износу КПП.
- Буксировка прицепа, если руководство по эксплуатации этого не допускает.
- Постоянное использование функции kick-down. Это быстро приводит к износу коробки передач из-за пробуксовки фрикционных муфт.
- Попытка выехать из снега или грязи «враскачку». Этот способ, которым пользуются по аналогии с МКПП, быстро перегревает «автомат»
Начало движения и остановка с АКПП
Пошагово процесс старта с АКПП выглядит так:
- Начать надо с нажатия на педаль тормоза. Завести машину.
- Перевести селектор АКПП в нужный режим (R или D).
- Включить нужный указатель поворота.
- Плавно отпустить педаль тормоза. Машина начнет двигаться сама. Нажать на педаль газа, чтобы набрать скорость.
Остановка транспортного средства тоже достаточно простая.
- Припарковаться. Нажать педаль тормоза и дождаться полной остановки.
- Включить стояночный тормоз.
- Перевести селектор в положение P.
- Убрать ногу с педали.
- Заглушить автомобиль.
Как правильно ездить на «автомате» зимой
Заключение
- Автоматическая коробка передач с гидротрансформатором — надежный и выносливый агрегат с большим запасом хода.
- Следует внимательно прочитать руководство по эксплуатации, чтобы не допустить ошибок при использовании АКПП.
- Современные АКПП упрощают вождение, позволяют избавиться от навязчивых толчков, которые свойственны МКПП, и сэкономить толпиво.
- У АКПП имеется большое количество режимов, которые позволяют подстраиваться под различные дорожные ситуации. Например, двигаться на пониженной передаче или переходить в ручной режим.
- На автомобиле с АКПП гораздо проще научиться водить (перед началом практических уроков в автошколе нужно уточнить, на какой коробке вы будете учиться). Однако если сдавать экзамен на такой машине, в водительском удостоверении будет пометка о допуске только к транспортным средствам с «автоматом».