<h1>Как проверить катушку зажигания мультиметром</h1>

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Некоторые неполадки в автомобиле владелец может диагностировать сам. Среди них проблемы, связанные с катушкой зажигания. В статье опишем, как это сделать с помощью мультиметра.

Содержание

Что такое катушка зажигания?

В двигателе внутреннего сгорания воспламенение топлива в цилиндрах происходит за счет искры. Катушка зажигания (КЗ) — устройство, которое помогает создать искру. КЗ — это трансформатор, который преобразует низковольтное напряжение от аккумулятора в высоковольтное, а затем формирует мощный электрический импульс на свече зажигания. Она в свою очередь выполняет поджиг топливовоздушной смеси в цилиндре. Образовавшийся газ толкает поршень вниз, коленчатый вал вращается, двигатель работает. Катушка зажигания должна подавать импульс в строго обозначенное время, чтобы силовая установка функционировала нормально. Если возникают проблемы с катушкой зажигания, то двигатель может не завестись, начать терять мощность во время работы. Все это негативно отражается на ресурсе мотора.

Существует три разновидности катушек зажигания.

  1. Классическая (маслонаполненная бобина). Катушка получает низковольтное напряжение от АКБ и преобразует его в импульс, который через трамблер передается на свечу зажигания. В КЗ две обмотки. Одна из них получает питающее напряжение, а из другой выходит ток высокого напряжения. Трамблер, который представляет собой механический прерыватель, регулирует работу катушки, пуская на нее ток с АКБ и передавая заряд на свечу в строго определенное время. Сейчас классическая конструкция практически не используется.
  2. Индивидуальная. Самый распространенный тип КЗ в бензиновых машинах. Такие устройства монтируют в свечной колодец и обеспечивают им прямой контакт со свечами без использования проводов. За генерацию импульсов и их распределение отвечает электронный блок.
  3. Сдвоенная. Специальный тип, объединяющий в себе особенности классических и индивидуальных катушек. За генерацию импульса отвечает электроника без механического вмешательства. Катушка соединяется проводами сразу с двумя свечами, искра проходит одновременно к обеим, но поджигает топливную смесь только в одном цилиндре. Во втором она срабатывает вхолостую. Сдвоенные устройства дешевле индивидуальных и надежнее классических.

Зачем проверять катушку зажигания?

Некоторые неисправности указывают на то, что проблема может заключаться в поломке катушки зажигания. Перечислим самые явные признаки.

  1. Двигатель заводится не с первого раза или вообще не стартует.
  2. Во время движения появляются резкие рывки, внезапно падает мощность, двигатель перестает работать монотонно, повышается вибрация.
  3. Машина плохо разгоняется.
  4. Повысился расход топлива.
  5. Электронный блок управления (ЭБУ) включает аварийный режим.
  6. На приборной панели загорелась сигнальная лампа Check Engine.
  7. При компьютерной диагностике обнаруживаются соответствующие ошибки, связанные с катушкой зажигания.
  8. Из выхлопной т₽ доносится сильный запах бензина.

Перечисленные выше проблемы не всегда связаны именно с КЗ. Например, они могут возникать из-за неисправных свечей зажигания или плохо работающего аккумулятора. Тем не менее при возникновении описанных выше условий катушку следует проверять одной из первых.

Что нужно для проверки катушки зажигания?

Один из самых надежных способов для тестирования КЗ — использовать домашний мультиметр. Более сложный прибор не нужен. При проверке катушку вынимают из автомобиля, а затем смотрят ее сопротивление. Если оно находится вне заявленных производителем параметров, стоит заменить катушку на новую.

Что представляет собой мультиметр?

Мультиметр представляет собой измерительный прибор сразу для многих величин: напряжение, сопротивление, сила тока и т. д. С его помощью можно также прозвонить систему, чтобы провести тест на неисправности.

Как правило, в комплект поставки мультиметра входят сам прибор (аналоговый или с цифровым дисплеем) и щупы с металлическими наконечниками. Черный щуп — «минус», красный — «плюс».

Мультиметр помогает замерить сопротивление в КЗ, то есть то, насколько хорошо устройство пропускает через себя ток. Если показатели высокие, то налицо проблемы.

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Пошагово опишем несколько вариантов, как измерить сопротивление КЗ.

  1. Извлеките катушку зажигания из автомобиля, очистите ее от грязи, пыли и масляных подтеков, если они есть.
  2. Поверните ручку на мультиметре так, чтобы она указывала на сектор со значком сопротивления Ω. Если ручка устанавливается только на конкретные значения сопротивления, то нужно выбрать 20 Ом.
  3. Замкните красный и черный щупы друг на друге. Появившееся на экране значение будет равно погрешности, которую потом нужно будет вычесть из получившихся результатов.
  4. На катушке зажигания найдите выводы первичной и вторичной обмоток. В классических устройствах к первичной идет тонкий провод, а ко вторичной подключается толстый кабель черного, синего или красного цвета. В индивидуальных КЗ вывод вторичной обмотки не предусмотрен.
  5. В классической КЗ для проверки первичной обмотки нужно подключить щупы к ее «плюсу» и «минусу» соответственно. При измерении на приборе нужно установить максимальное значение, например 20 Ом.
  6. В индивидуальной КЗ для проверки первичной обмотки нужно подключить щупы к 1 и 3 выводам (находятся в верхней части устройства). Сопротивление между ними должно быть меньше 1. Если оно выше, возможно, катушка неисправна.
  7. При оценке результатов не забудьте вычесть показатель погрешности.

Измерение сопротивления вторичной обмотки.

  1. Выставить на мультиметре максимальное значение сопротивления. Это может быть 2000 Ом.
  2. В классической КЗ нужно вставить «плюсовой» щуп к центральному выводу. Там находится пружина, с которой он должен соприкоснуться. «Минусовой» щуп должен быть на металлическом корпусе катушки.
  3. В индивидуальной КЗ есть проблемы с проверкой вторичной обмотки — точные данные получить сложно. В этом случае красный щуп подключается к высоковольтному выходу внутри резинового колпачка катушки. Черный щуп подключается к среднему (второму) выходу первичной обмотки.

Мы не приводим референсных значений, с которыми вы будете сверяться при проверке катушки зажигания. Их нужно уточнить в технических характеристиках конкретного устройства. Найти их можно на сайте производителя или в инструкции по эксплуатации авто.

Дополнительные способы проверки

Помимо мультиметра есть и другие варианты для диагностики катушки зажигания. Один из них легко применить в домашних условиях, а второй будет оптимальным для любых случаев, потому что проверку проведут профессионалы.

Визуальный

Если катушка зажигания вышла из строя, в некоторых случаях это можно увидеть и ощутить. От неисправной КЗ будет исходить сильный запах гари или бензина. На корпусе могут появиться тонкие темные полоски, которые также называют дорожками пробоя. Контакты могут быть темными, что говорит о том, что они подгорают во время работы КЗ. Изменения геометрии устройства и цвета пластика могут говорить о систематических перегревах.

Осциллографом

Этот прибор дает самый точный результат при проверке катушки зажигания. Для диагностики к устройству подключается осциллограф и компьютер со специальным ПО. Такой метод используется в профессиональных мастерских и у официальных дилеров большинства производителей. Рекомендуем пользоваться именно этим способом, если возникают сомнения в качестве работы катушек зажигания.

Как продлить срок службы катушки?

Можете воспользоваться нашими советами, чтобы контролировать состояние КЗ и предупредить появление проблем.

  • Осматривать катушку и очищать ее корпус от грязи.
  • Желательно проверять чистоту проводов, убеждаться в отсутствии коррозии и окисления на контактах. Особенное внимание уделяйте высоковольтным проводам, если они есть (классические и сдвоенные КЗ).
  • Контролировать состояние заряда АКБ. Если он будет низким, то напряжение на вторичной обмотке упадет. Это приведет к неполному сгоранию топлива, повышению его расхода и пропускам зажигания. Обмотки будут перегреваться и в итоге устройство может выйти из строя.

Частые ошибки при проверке катушки зажигания

Из-за неопытности автомобилист может допустить неточности при замерах мультиметром. Их причиной являются следующие ошибки:

  1. Измерение малых величин при установленном большом диапазоне. Точность будет низкой, а на дисплее не хватит разрядности для правильного отображения результата.
  2. Измерение больших величин при выставленном малом диапазоне. В этом случае мультиметр покажет «1», то есть параметры зашкаливают — нужно поставить больший диапазон.
  3. Прозвон цепи сопротивления в катушке зажигания с включенным напряжением. Замеривать всегда нужно на устройстве без питания.

Заключение

  • Катушка зажигания — элемент, который трансформирует низковольтное напряжение в высоковольтное. Он передает импульс на свечу зажигания, которая поджигает топливовоздушную смесь.
  • Эти устройства делятся на три вида: классические, индивидуальные и сдвоенные. В современных автомобилях чаще всего используются индивидуальные.
  • В ситуациях, когда двигатель «троит», автомобиль двигается рывками и теряет мощность, причина неполадок может заключаться в катушке зажигания.
  • Самостоятельно проверить КЗ можно с помощью визуального осмотра и мультиметра. Он позволяет узнать сопротивление обмоток и понять, исправна ли катушка.

Лучше всего для проверки КЗ приезжать к профессионалам, которые смогут провести диагностику с помощью осциллографа.