Содержание
Что такое генератор?
Принцип работы генератора
На заре автомобилестроения генераторы могли выдавать только постоянный ток. Устройства были громоздкими и маломощными. В середине ХХ века начала стремительно развиваться полупроводниковая промышленность, появились мощные выпрямительные диоды. Все это позволило перейти с постоянного на переменный ток, уменьшить размеры генераторов, сделать их более эффективными и мощными.
Пошагово разберемся, как функционирует это устройство.
- Во время работы двигателя крутящий момент передается на шкив генератора через специальный поликлиновый ремень.
- Вращающийся шкив раскручивает ротор. Создается постоянное магнитное поле за счет тока, проходящего по обмотке возбуждения. Простыми словами, ротор становится постоянно вращающимся магнитом. Благодаря электромагнитной индукции в обмотках статора возникает электрическое напряжение. В этот момент генерируется трехфазный переменный ток, использовать который пока что нельзя.
- Переменный ток, который снимается с обмоток статора, преобразуется в постоянный при помощи выпрямителя — диодного моста.
- За счет регулятора напряжение в бортовой сети всегда находится в определенных пределах в зависимости от времени года. Летом этот показатель находится на уровне 13-13,5 В, а зимой — 14-14,5 В. Такая разница связана с тем, что при высокой и низкой температуре АКБ требуется разное напряжение для зарядки.
Особенность любого генератора в том, что он способен выполнять две функции: создавать электроэнергию и потреблять ее (то есть работать как электродвигатель). Например, именно поэтому в системе «мягкого гибрида» генератор выполняет роль стартера — он так и называется «стартер-генератор».
Зачем нужен генератор?
Генератор обеспечивает постоянным током сразу множество потребителей — это его основное назначение. Приведем примеры:
- зажигание (все устройства и приборы, которые участвуют в появлении электроискры для поджога топливовоздушной смеси);
- медиасистема;
- аккумуляторная батарея автомобиля;
- освещение снаружи и внутри салона;
- электроприводы дверных стекол и зеркал заднего вида;
- системы отопления и кондиционирования;
- подогревы переднего и заднего стекол, сидений.
Все эти устройства не может обеспечить электричеством один аккумулятор. Он бы быстро разрядился и перестал работать. Вместо этого во время работы двигателя в дело вступает генератор, который питает потребителей и параллельно заряжает АКБ.
Если генератор выйдет из строя во время движения автомобиля, то на приборной панели загорится контрольная лампочка (пиктограмма АКБ), а машина некоторое время будет работать на ресурсе аккумулятора. Как только батарея разрядится, двигатель заглохнет.
Генератор — удобное и эффективное решение для автомобиля. Его единственный недостаток заключается в небольшом уменьшении мощности двигателя и увеличении расхода топлива. То есть повышенное потребление бензина при работающем кондиционере — результат работы генератора.
Основные компоненты генератора
Строение генератора вне зависимости от марки и модели авто всегда выглядит практически одинаково. Разница может заключаться в качестве его комплектующих. Перечислим ниже компоненты этого устройства.
Ротор. Это вал с двумя сердечниками из стали и обмоткой возбуждения, концы которой выходят на контактные кольца, сделанные из меди или стали. Ротор постоянно вращается.
Статор. Статичный элемент генератора. В его конструкцию входят сердечник из металлических пластин и медные якорные обмотки. В типовом генераторе автомобиля находится статор с тридцатью шестью пластинами и тремя обмотками.
Диодный мост. Это устройство для выпрямления тока, то есть его трансформации из переменного в постоянный, пригодный для работы электроприборов. Мост — это несколько силовых диодов, которые объединены массивной теплоотводящей радиаторной пластиной. Обмотку возбуждения в большинстве случаев питает отдельный каскад выпрямителя.
Щеточный узел. Представляет собой пластиковый фиксатор, в котором установлены подпружиненные щетки из графита. Они соприкасаются с токосъемными кольцами на валу ротора. Щеточный узел в некоторых конфигурациях может быть изготовлен в едином корпусе с регулятором напряжения. Благодаря этому можно не покупать новый генератор каждый раз, когда ломается регулятор или выходят из изнашиваются щетки. Достаточно купить одну небольшую деталь — это облегчает и удешевляет ремонт.
Регулятор напряжения. Это полупроводниковая схема, с помощью которой в генераторе выполняется управление током в обмотке возбуждения ротора. Регулятор позволяет поддерживать стабильное напряжение в бортовой сети автомобиля вне зависимости от количества и мощности потребителей. Например, если включается устройство, которому нужно много электричества (кондиционер), регулятор повышает ток в обмотке возбуждения. То же самое происходит, когда меняется температура окружающего воздуха — так получается защитить АКБ от разряда.
Корпус. Для изготовления кожуха генератора используется алюминиевый сплав. В нем есть передняя и задняя крышки. К передней крепится статор. А на задней расположены остальные устройства: регулятор напряжения, диодный мост, щетки генератора. Каждая крышка содержит в себе подшипники, которые служат вспомогательным элементом для свободного вращения ротора.
Шкив. Этот элемент также называют «приводом». Фактически он не является частью генератора, но имеет большое значение в его работе. Именно шкив соединяет ротор с коленвалом силовой установки при помощи поликлинового ремня. На привод устанавливается обгонная муфта, чтобы избежать рывков и сделать передачу вращения плавной.
Процесс выработки электроэнергии
Основа функционирования генератора — электромагнитная индукция.
- Катушку с обмоткой из медного провода пронизывает магнитный поток.
- Из-за этого на ее выводах формируется электрическое напряжение.
- Этот принцип действует и в обратную сторону: если подать через катушку ток, то образуется магнитный поток.
Главная характеристика работы генератора — сила тока, которую регулятор удерживает в заранее заданных пределах. Если эта величина слишком большая, то у АКБ случится перезаряд, что приведет к быстрому выходу из строя. Если сила тока низкая, то аккумулятор не будет заряжаться и может полностью потерять заряд.
Признаки неисправности генератора
Существует несколько «симптомов», которые наиболее явно говорят о том, что у автомобиля проблемы с генератором.
- Во время работы двигателя контрольная лампа неисправности системы зарядки аккумуляторной батареи мигает или горит постоянно. В норме она загорается на короткий срок после включения зажигания и старта двигателя. После этого лампа должна погаснуть. Проблема может быть не только в генераторе, но и в самом АКБ, но проверить надо оба устройства.
- Аккумулятор разрядился или выкипел (перезарядился). Причина — низкое или чрезмерно высокое напряжение от генератора.
- Фары и ходовые огни светят тускло, а звуковой сигнал стал хриплым и тихим. Эти признаки всегда наблюдаются при работающем двигателе, потому что в этот момент устройства потребляют электроэнергию от автогенератора.
- Фары сильно меняют яркость, когда увеличивается число оборотов двигателя. Такое в норме может случиться, если на холостом ходу нажать педаль акселератора и резко поднять обороты. Но при движении или во время остановки с заведенным двигателем фары должны гореть ярко и ровно. Эта неисправность говорит о том, что генератор не способен поддерживать одинаковое напряжение в сети.
- Генератор начал издавать непривычные звуки. По их характеру можно определить причины. Вой говорит о возможных проблемах в обмотке статора. Хруст — поломка подшипника или муфты. Свист — слабое натяжение ремня.
Как продлить срок службы генератора?
Чтобы не столкнуться с поломкой, следуйте нашим советам.
- Следить за состоянием АКБ. Если батарея не держит заряд, генератору придется работать с повышенной нагрузкой. Это приведет к более быстрому износу.
- Проводить техническое обслуживание. Сверьтесь с регламентом ТО автомобиля и следуйте ему. Доверяйте диагностику только профессионалам — сотрудникам официальных дилерских центров производителя.
- Избегать длительной работы на холостом ходу. Это изнашивает генератор.
- Правильно подключать АКБ. Если перепутать клеммы во время «прикуривания», можно испортить не только генератор, но и другие электроприборы.
- Проводить ревизию. Во время технического обслуживания специалисты осматривают генератор снаружи и оценивают его состояние. При ревизии они разбирают устройство, проверяют каждый его компонент и исправляют недостатки.
Заключение
- Генератор — устройство, которое обеспечивает энергией различные электроприборы автомобиля во время работы двигателя.
- Генератор также заряжает АКБ во время движения, чтобы всегда поддерживать уровень заряда на оптимальном уровне.
- Если после запуска мотора загорелась и не погасла контрольная лампочка АКБ, лучше сразу остановиться и заглянуть под капот. При обрыве поликлинового ремня или невозможности повторно завести автомобиль лучше вызвать эвакуатор.
- Если под капотом появились подозрительные звуки или световые приборы стали работать с перебоями, имеет смысл заехать на СТО, чтобы проверить состояние генератора.
На длительность и качество работы генератора напрямую влияет АКБ. Если с батареей есть проблемы, устройство может быстро выйти из строя.